Рост бизнеса — медленный и постепенный процесс. Компании, которые быстро «взлетают», необязательно предлагают уникальный продукт. Часто они применяют стратегию growth hacking. Расскажем, что входит в ее методы и кому стоит их использовать.
Что такое Growth hacking
В переводе с английского growth hacking — это «взлом роста». Это экспериментальные действия, которые в короткие сроки помогают расширять и продвигать бизнес.
Принцип такой: компания пробует разные нестандартные методы продвижения и развития. При этом важно быстро понять, работает ли выбранное решение, зафиксировать ошибку и переключиться на проверку следующей гипотезы.
Стратегия похожа на механизмы SCRUM с итерациями и регулярным тестированием. Она не предполагает готового решения — все проверяют опытным путем.
Обязательные составляющие:
- 
	Нацеленность на результат. Специалисты используют любые инструменты без ограничений. 
- 
	Статистика. Результаты отображаются в конкретных метриках. 
- 
	Автоматизация. Чтобы не терять время, важно упростить как можно больше процессов. 
  
Зачем нужен
Growth hacking применяют, чтобы:
- 
	кратно вырастить бизнес — в 2, 5 или 10 раз; 
- 
	в короткие сроки окупить вложения; 
- 
	определить подходящие методы продвижения. 
Кому подходит
Хакинг роста полезен любому бизнесу. В первую очередь с ним выиграют:
- 
	Стартапы. Стратегия поможет сформировать позитивное мнение о продукте, привлечь первую лояльную аудиторию. 
- 
	B2B. В отличие от классического маркетинга, growth hacking позволит в считанные месяцы заключить много выгодных сделок. 
- 
	B2C. Техника нужна для быстрого определения идеального клиента. 
- 
	Контент-маркетологи. Статьи и блоги привлекают клиентов, но совместно с хакингом роста можно добиться максимального эффекта. 
- 
	Специалисты SMM. Growth hacking поможет превратить пользователей в клиентов. 
  
Преимущества и недостатки метода
Плюсы growth hacking:
- 
	рост узнаваемости, клиентской базы и продаж; 
- 
	минимальные расходы; 
- 
	автоматизация маркетинга; 
- 
	вовлечение всех каналов коммуникации. 
В числе минусов:
- 
	сложности при расставлении приоритетов; 
- 
	высокий риск что-либо упустить или недооценить — методы меняются быстро, использовать все их возможности непросто. 
Инструменты для роста
Правила в growth hacking отсутствуют, но есть зарекомендовавшие себя вспомогательные методы. Один из них — AAARRR. Суть инструмента:
- 
	Awareness (Информирование). Пользователю рассказали о продукте, например, через сайт. 
- 
	Acquisition (Привлечение). Клиента заинтересовали, и он оставил свои данные. 
- 
	Activation (Активация). Покупатель осознал ценность продукта и стал его применять. 
- 
	Retention (Удержание). Продукт используют регулярно. 
- 
	Referral (Виральность). О товаре рассказывают своему окружению. 
- 
	Revenue (Доходность). Оплачивают продукт. 
Это воронка этапов жизни потребителя в отношении продукта. В соответствии с данными шагами вы можете работать с пользователем и отслеживать результаты.
Вот еще несколько проверенных методов:
- 
	Продвижение через контент-маркетинг — статьи, отзывы, обзоры. 
- 
	Упрощение интерфейса пользователя. 
- 
	Испытание новых заголовков и подзаголовков. 
- 
	Единая площадка для партнеров, например, платежная система. 
- 
	Бонусы за привлечение новых клиентов. 
- 
	Вирусное продвижение товара, например, через геймификацию. 
Проведение growth hacking: этапы
Формирование growth-команды. Пул специалистов зависит от задач и особенностей продукта. Обычно в него включают:
- 
	growth-мастера (лидера); 
- 
	продакт-менеджера; 
- 
	программиста (разработчика); 
- 
	специалиста по маркетингу; 
- 
	аналитика; 
- 
	дизайнера. 
Четкого разделения зон ответственности нет: все работают на единую цель.
  
Определение метрик и точек роста. Решите, каких результатов вы хотите добиться. Отталкивайтесь от потребностей и перспектив компании. Задайте необходимые метрики.
Например, вы считаете, что если внедрить в работу контакт-центра бота, он поможет увеличить продажи. Вы проводите эксперимент: подключаете робота и в течение 1–2 месяцев следите за количеством сделок. Если оно кратно возрастает, то гипотеза подтверждается.
Проверьте, эффективен ли данный метод для вашей компании с помощью Голосового бота MANGO-OFFICE. Программа считывает запрос клиента, определяет ключевые слова и соединяет его с нужным отделом. Клиенты не будут тратить время и запоминать пункты голосового меню, а сразу попадут к нужному специалисту. Вы увеличите лояльность покупателей и повысите вероятность сделки.
Запуск цикла роста продукта. Вот простая схема цикла:
- 
	Аналитика. Определите проблему, которая мешает компании расти. 
- 
	Формулирование гипотез. Пусть каждый член команды предложит свои решения. 
- 
	Приоритизация. Отберите наиболее перспективные и простые в организации идеи. 
- 
	Тестирование. Запустите процесс и отслеживайте результаты. 
Проведение growth-митингов. Раз в 1–2 недели устраивайте встречи команды. Постройте обсуждение так:
- 
	Успех. Обсудите результативные идеи. Выясните, что изменилось по итогу их применения и какие шаги нужно применить в дальнейшем. 
- 
	Ошибки. Поговорите о гипотезах, которые провалились. Выясните, что именно не получилось и почему. 
- 
	Формирование новых гипотез. Пусть каждый сотрудник за 3–5 минут представит свою идею. Выберите наиболее перспективные и подготовьте их к тестированию. 
- 
	Приоритезация. Определите, какие предположения вы будете проверять сразу, а какие — позже. 
  
Примеры известных компаний
Платформа Airbnb тестировала множество способов увеличить авторитет своей площадки. Специалисты заметили закономерность: варианты с большим количеством отзывов путешественники выбирали в 10 раз чаще, чем остальные. Разработчики решили упростить публикацию обзоров и добавили функцию написания приватных отзывов и пожеланий. Пользователи увидели социальные гарантии, стали доверительнее относиться и к арендодателям, и к самому ресурсу.
У Tinder сработал другой метод. Чтобы увеличить количество активных пользователей, его команда «вышла в люди», а именно в студенческий городок. Специалисты показали, как устанавливать и использовать сервис. Студенты быстро увлеклись поиском друзей и партнеров, а Tinder вырастил количество подписчиков на 15 000.
Когда поздно взламывать рост
Применять growth hacking никогда не поздно. Единственное условие, когда он точно не сработает, — невостребованный продукт.
Новые форматы рекламы появляются постоянно — растет и число оригинальных техник. Тем более, для каждой компании работают свои подходы. Пробуйте их и ищите свои уникальные методы.
Заблуждения о growth hacking
Вот самые популярные мифы:
- 
	Хакерам роста нужно специфическое образование. У маркетологов есть необходимые знания, остальному они учатся на практике. Важно лишь обладать творческим мышлением и разбираться в новшествах. При найме специалиста обращайте внимание на его портфолио — реализованные кейсы. 
- 
	Хакинг роста — это дорого. Вы потратите столько же денег, сколько и на любую маркетинговую стратегию. Возможно, даже сэкономите. 
- 
	Growth hacking — это просто. Важно пользоваться системным мышлением, оценивать каждое решение и его влияние на имидж компании. 
Коротко о главном
- 
	Хакинг роста применяют, чтобы быстро и эффективно увеличить показатели компании. 
- 
	В growth hacking выдвигают множество гипотез и в короткие сроки тестируют их. По итогу эксперимента оставляют наиболее результативные идеи. 
- 
	Для применения методики необходимы креативное мышление, понимание инноваций и перспектив компании, автоматизация и постоянная аналитика. 
- 
	В рамках growth—концепции, «Growth—хакинг» — только часть growth—маркетинга, который ставит целью быстрый и устойчивый рост компании. 
